Трудовой кодекс

Российской Федерации

Последняя актуальная редакция от: 6 апреля 2024 г.

Комментарий к ст. 6 ТК РФ

1. Государственная политика в сфере трудовых отношений - это деятельность государственных органов по обеспечению функционирования и развития трудовых отношений.

Государственная политика закреплена в государственных программах и нормативных правовых актах и прежде всего в законах. На 2008 - 2020 гг. государственная политика определяется программами социально-экономического развития РФ на стратегическую и среднесрочную перспективу, а также Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010 гг. В Соглашении устанавливаются основные принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и совместные действия по их осуществлению.

Приказом Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2008 г. N 163 утв. План научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в социально-трудовой сфере по заказам Минздравсоцразвития России в 2008 г.

2. Государственная политика формулируется в задачах государства в сфере труда, в принципах правового регулирования трудовых отношений, в задачах ТК. В настоящее время можно выделить 2 основные задачи государственной политики:

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в сфере труда (ст. 7 Конституции РФ). Одной из задач в этом направлении деятельности государства является устойчивое повышение уровня жизни и, в частности, установление минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. В то же время для того чтобы оплата труда была справедливой, исходя из принципов Конституции РФ, работающий человек должен получать не 1, а 3 прожиточных минимума, учитывая его обязанность содержать нетрудоспособных детей и родителей; обеспечение равных прав в сфере трудовых отношений.

3. Основы правового регулирования трудовых отношений включают определение: задач и принципов правового регулирования; предмета правового регулирования; отличия трудовых отношений от иных отношений; видов трудовых отношений; подотраслей, институтов, субинститутов трудового права; доктрины и концепции трудового законодательства; основных характеристик системы трудового законодательства.

4. Обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам является минимально допустимым в государстве уровнем, по сравнению с которым работодатель не имеет права ухудшать положение работника.

5. Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров устанавливается на федеральном уровне. В то же время он конкретизируется в виде многочисленных правил самой организацией.

6. К ведению федеральных органов государственной власти относится установление основ социального партнерства. Они включают понятие, принципы, стороны, системы, формы. Ведение коллективных переговоров содержит процедуру, порядок урегулирования разногласий. Основы заключения и изменения коллективных договоров и соглашения включают определение понятия, содержания и структуры, порядка разработки проекта, регламентации действия, изменения и дополнения коллективного договора.

7. Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров включает: определение понятий; установление системы органов по рассмотрению трудовых споров, порядка рассмотрения споров, образования, компетенции комиссий; установление сроков обращения в комиссию; установление порядка рассмотрения, принятия, исполнения, обжалования решения Комиссии по трудовым спорам; особенности рассмотрения споров в судах. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров содержит определение основных понятий, правил выдвижения и рассмотрения требований работников, особенности рассмотрения коллективного трудового спора, особенности проведения забастовок.

8. Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением правовых актов включают права, обязанности, ответственность государственных инспекторов труда, порядок инспектирования организаций и т.д.

9. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается единым для всей страны.

10. Органы государственной власти субъектов РФ в своих законах могут регулировать:

1) трудовые отношения в части, не отнесенной к полномочиям федеральных органов государственной власти;

2) вопросы, отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти, при условии, что будет установлен более высокий уровень трудовых прав, например будет увеличена продолжительность отпуска и т.д.;

3) трудовые отношения, не урегулированные федеральными законами; но если будет принят федеральный закон, то закон субъекта РФ необходимо будет привести в соответствие с федеральным законом (например, порядок заключения трудового договора по электронной почте, особенности труда лиц, работающих в сфере Интернета).

11. Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, утв. Постановлением Минтруда России от 30 ноября 2000 г. N 86.

12. В Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 46-Г04-22 установлено, что органы государственной власти субъекта РФ превысили свои полномочия в сфере регулирования трудовых отношений, введя дополнительные ограничения, связанные с невозможностью уволить по инициативе работодателя и перевести на другую работу избранных депутатов законодательного органа субъекта РФ.


Раздел II.

Социальное партнерство в сфере труда

Раздел IX.

Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников

Раздел XI.

Материальная ответственность сторон трудового договора

Раздел XII.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Раздел XIII.

Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права