Раздел I.
Общие положения
1. Коллективные переговоры ведутся в целях урегулирования социально-трудовых отношений. Стороны свободны в выборе предмета переговоров в рамках социально-трудовых отношений.
2. Рекомендация N 129 МОТ "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967 г.) предлагает работодателям и работникам признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для работников. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения возможно более полной и объективной информации о различных аспектах жизни предприятия и социальных условиях работников. В целях создания такой атмосферы администрация должна после консультаций с представителями работников принять соответствующие меры для установления эффективной связи с работниками и их представителями.
Эффективная связь подразумевает, что администрация сообщает о намерении принять важное решение, и заинтересованные стороны проводят консультации.
Осуществление связи не должно подрывать свободу объединения; наносить ущерб свободно избранным представителям работников или их организациям или ограничивать функции органов, представляющих работников в соответствии с национальным законодательством.
Организации работодателей и работников должны проводить взаимные консультации и обмен мнениями в целях рассмотрения мер, которые следует принять для поощрения и обеспечения политики связей и ее эффективного применения.
Любая политика связей должна быть приспособлена к характеру данного предприятия с учетом его размера, состава и интересов рабочей силы.
В организации должна обеспечиваться надежная двусторонняя связь: а) между представителями администрации (глава предприятия, начальник цеха, мастер и т.д.) и работниками; б) между главой предприятия, начальником отдела кадров или любым другим представителем высшего руководящего состава и представителями профсоюзов или другими лицами, на которых в соответствии с законодательством или практикой страны или коллективными договорами возложена задача представлять интересы работников на предприятии.
В случаях, когда администрация желает передать информацию через представителей работников, последним, если они согласны на это, должны предоставляться средства быстрого и полного сообщения такой информации заинтересованным работникам.
Средствами связи, в частности, могут быть:
а) совещания для обмена мнениями и информацией;
б) сообщения, предназначенные для определенных групп работников (например, бюллетени мастеров и справочники по вопросам политики в области кадров);
в) массовые средства (например, журналы и газеты предприятия, циркуляры и информационные, ознакомительные листки, доски объявлений, годовые или финансовые отчеты, представляемые в понятной для всех работников форме, письма, посылаемые трудящимся, выставки, посещения предприятия, фильмы, диапозитивы, радио и телевидение);
г) формулирование мнения по вопросам, касающимся деятельности предприятия. Характер информации, подлежащей передаче, и ее форма должны определяться таким образом, чтобы содействовать достижению взаимопонимания относительно проблем, порождаемых сложной деятельностью предприятия.
Предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам и по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, при условии что передача такой информации не причинит ущерба сторонам.
Администрация должна предоставлять информацию относительно:
а) общих условий занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;
б) описания обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и места конкретной работы в структуре предприятия;
в) возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;
г) общих условий труда;
д) правил техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
е) процедуры рассмотрения жалоб, а также практики их применения;
ж) социально-бытового обслуживания персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, питание, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);
з) социального обеспечения или социальной помощи, существующих на предприятии;
и) государственного социального обеспечения, распространяющегося на работников в силу того, что они работают на предприятии;
к) общего положения предприятия и перспектив или планов его дальнейшего развития;
л) разъяснения решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;
м) методов консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями - с другой.
3. Принципы МОТ, которыми стороны трудовых отношений руководствуются при коллективных переговорах:
право на коллективные переговоры - основополагающее право в сфере труда;
коллективные переговоры являются, с одной стороны, правом работодателей и их организаций, а с другой - правом организаций трудящихся (низовые профсоюзы, федерации и конфедерации). Только при отсутствии профсоюзов могут заключать коллективные договоры представители заинтересованных трудящихся;
право на коллективные переговоры должно признаваться повсюду - в частном и государственном секторах, и только вооруженные силы, полиция и работники государственной службы, занятые в органах государственного управления, могут быть исключены из этого списка (Конвенция N 98 МОТ "О применении принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров" (1949 г.));
цель коллективных переговоров - регулирование в широком смысле условий занятости и отношений между сторонами;
коллективные договоры должны иметь обязательный характер. Должна существовать возможность определять условия занятости, которые являются более благоприятными, нежели те, которые установлены законом; предпочтение не должно отдаваться индивидуальным контрактам перед коллективными договорами, за исключением тех случаев, когда в индивидуальных контрактах содержатся более благоприятные условия;
организации трудящихся независимы и неподконтрольны работодателям и организациям работодателей, и коллективные переговоры проходят без неоправданного вмешательства властей;
профсоюз, который представляет большинство или значительную часть трудящихся предприятия, ведущего переговоры, может обладать предпочтительными или исключительными правами на ведение переговоров. Однако в случае, когда ни один профсоюз не отвечает этим условиям или такие исключительные права не признаются, организации трудящихся должны иметь возможность заключать коллективный договор от имени своих членов;
под принципом добросовестного ведения коллективных переговоров подразумевается признание представительных организаций, которые стремятся достичь соглашения, ведут искренние и конструктивные переговоры, избегают неоправданных отсрочек в переговорах и взаимно признают принятые обязательства, в полной мере учитывают результаты переговоров;
поскольку добровольная природа коллективных переговоров является основополагающим элементом принципа свободы объединения, процесс коллективных переговоров не может быть навязан, а процедуры поддержки переговорного процесса должны учитывать его добровольный характер;
уровень переговоров не должен навязываться законом или властями, и проведение переговоров должно быть возможным на любом уровне;
допускается использование в коллективных переговорах процедур примирения и посредничества в соответствии с законом при условии установления разумных временных ограничений. Однако навязывание принудительного арбитража в случае, когда стороны не приходят к согласию, обычно противоречит принципу добровольных коллективных переговоров и допускается только: 1) в жизненно важных службах (где приостановка деятельности создает угрозу жизни, личной безопасности или здоровью всего населения или его части); 2) в отношении государственных служащих, которые заняты в органах государственного управления; 3) там, где после долгих и безрезультатных переговоров становится ясно, что выход из тупика не будет найден без инициативы властей; 4) в случае острого национального кризиса. Арбитраж, который признается обеими сторонами (добровольный арбитраж), всегда легитимен;
вмешательство, осуществляемое законодательными или исполнительными органами власти, результат которого - отмена или изменение содержания свободно заключенных коллективных соглашений, в том числе положений о заработной плате, противоречит принципу добровольных коллективных переговоров. Такое вмешательство включает: приостановку действия и отмену коллективных соглашений по распоряжению властей без согласия сторон; приостановление действия соглашений, по которым уже достигнута договоренность; требование провести повторные переговоры по свободно заключенным коллективным соглашениям; аннулирование коллективных соглашений и принудительное проведение повторных переговоров по действующим соглашениям. Другие виды вмешательства, например обязательное продление действия коллективных соглашений в соответствии с законом, допускаются только в экстренных случаях и на короткое время;
ограничения по содержанию будущих коллективных соглашений, в особенности в отношении заработной платы, навязываемые властями как часть программы экономической стабилизации или структурной перестройки по причинам экономического характера, допускаются только тогда, когда им предшествуют консультации с организациями трудящихся и работодателей и когда соблюдаются следующие условия: ограничения применяются в качестве исключительных мер и только в необходимой степени, действуют в течение разумного периода времени и сопровождаются адекватными гарантиями с целью реально защитить уровень жизни соответствующих групп трудящихся и в особенности тех, кто вероятнее всего пострадает от этого в наибольшей степени.
4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050.
В соответствии со ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Об охране конфиденциальности информации см. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Статьей 5 названного Закона предусмотрено, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.
Общие положения
Социальное партнерство в сфере труда
Трудовой договор
Рабочее время
Время отдыха
Оплата и нормирование труда
Гарантии и компенсации
Трудовой распорядок. Дисциплина труда
Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников
Охрана труда
Материальная ответственность сторон трудового договора
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
Заключительные положения