Трудовой кодекс

Российской Федерации

Последняя актуальная редакция от: 14 февраля 2024 г.

Комментарий к ст. 365 ТК РФ

1. Нормы комментируемой статьи основаны на положениях ст. 5 Конвенции N 81 МОТ, которая предписывает органам власти присоединившихся к Конвенции стран принимать меры по содействию эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, - с другой, а также сотрудничеству служб инспекции труда с предпринимателями и трудящимися или их организациями.

Международный опыт осуществления надзора и контроля в трудовой сфере свидетельствует, что эффективность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде может быть обеспечена исключительно на основе координации действий всех государственных и негосударственных структур, осуществляющих данные функции. Именно этим объясняется установленный комментируемой статьей принцип взаимодействия органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

В порядке реализации положений Конвенции N 81 МОТ в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" координация деятельности органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации в соответствующей сфере контроля отнесена к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

2. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется другими уполномоченными органами государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности (см. комментарий к ст. 353 ТК). Кроме того, деятельность органов государственного надзора и контроля дополняется системой общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законодательства о труде.

В связи с этим в Положении о Федеральной службе по труду и занятости установлено, что территориальные органы Роструда (государственные инспекции труда в субъектах РФ) взаимодействуют с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

3. Общий порядок и формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти установлены в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30.

В соответствии с п. 12 Типового регламента в целях наиболее эффективного и согласованного решения определенного круга задач заинтересованными органами исполнительной власти на представительной основе могут образовываться координационные органы (межведомственные комиссии или организационные комитеты). В состав указанных координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.

4. Взаимодействие федеральной инспекции труда с другими органами исполнительной власти и органами общественного контроля осуществляется, как правило, в формах обмена информацией, проведения совместных проверок, как плановых, так и по конкретным обращениям, обсуждения практики применения законодательства о труде, совместных образовательных программ и т.д.

Анализ практики работы Роструда и его территориальных органов по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекций труда) позволяет выделить следующие основные направления взаимодействия:

обмен информацией о состоянии законности в сфере труда;

разработка мероприятий по проведению совместных проверок;

расследование несчастных случаев на производстве и разработка предложений по их профилактике;

проведение совместного анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений для разработки мероприятий по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирование общественности о выявленных в организациях нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обобщение практики применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка предложений по их совершенствованию.

Взаимодействие осуществляется на основе соблюдения законности, равенства всех надзорно-контрольных органов, самостоятельности каждого надзорно-контрольного органа в пределах предоставленной ему компетенции, гласности в том объеме, в котором это не противоречит охраняемым законом интересам и правам работников, а также государственной, служебной и коммерческой тайне, ответственности руководителей каждого надзорно-контрольного органа за выполнение согласованных решений.


Раздел II.

Социальное партнерство в сфере труда

Раздел IX.

Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников

Раздел XI.

Материальная ответственность сторон трудового договора

Раздел XII.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Раздел XIII.

Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права