Трудовой кодекс

Российской Федерации

Последняя актуальная редакция от: 6 апреля 2024 г.

Комментарий к ст. 35.1 ТК РФ

1. Комментируемая статья установила право органов социального партнерства участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Статья нуждается в легальном толковании понятий "формирование государственной политики" и "реализация государственной политики".

2. Государственную политику в сфере труда осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Государственная политика оформляется проектами законов и иных нормативных правовых актов, программами социально-экономического развития, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Предметом государственной политики в сфере труда являются социально-трудовые и экономические отношения.

3. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ответственны за качество трудового законодательства и его эффективность, так как они участвуют в законотворческом процессе.

4. Комментируемая статья нуждается в дополнении в виде статьи, устанавливающей процедуру реализации права комиссии на участие в законотворческом процессе. Например, это могла бы быть ст. 35.2 "Порядок разработки и обсуждения проектов правовых актов, программ социально-экономического развития".

Кроме того, для завершения процесса правового регулирования (в настоящее время комментируемая статья в полном объеме его не устанавливает) целесообразно ввести, например, ст. 35.3 "Ответственность органов социального партнерства за нарушение прав граждан при формировании и реализации государственной политики в сфере труда".

5. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. По вопросам социально-трудовых отношений таким правом целесообразно наделить Российскую трехстороннюю комиссию.

6. На каждом уровне управления социально-трудовыми отношениями для повышения эффективности правового регулирования трудовых отношений на период до 2020 г. (для того чтобы достигнуть показателей Стратегической программы развития России, и прежде всего по производительности труда) целесообразно создать наблюдательные советы, которые включали бы кроме членов трехсторонней комиссии представителей правоохранительных органов: прокуратуры, судов, профессионального образования всех уровней.

7. Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы одобрена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р.


Раздел II.

Социальное партнерство в сфере труда

Раздел IX.

Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников

Раздел XI.

Материальная ответственность сторон трудового договора

Раздел XII.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Раздел XIII.

Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права